Отцы и дети.

Печать

Проблема отцов и детей и детей стара как мир. Уже тогда, когда Цицерон воскликнул:

«О времена, о нравы!», существовало противостояние старшего и младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени. Нынешняя жизнь внесла новые краски в эту извечную проблему: безотцовщина в прямом и переносном смысле. Родились поколения, не знающие отцов. По сути дела, это поколения, не знающие патриархата и отеческой любви. Отцов или «нет в природе», или они совершенно безучастны к своим детям, а если и «участны», то не так, как надо. Как можно стать отцом, не имея наставника, не видя живого примера подлинного отцовства?

Психологи и социологи констатируют печальный факт: настоящие мужчины уходят из нашего общества, потому что их воспитывают женщины. Исподволь, шаг за шагом происходит жуткая смена понятий о назначении полов, которая, кажется, уже перестала нас ужасать…

Несколько лет назад в нашей стране вышел фильм, буквально взорвавший кинематографический мир. Дебютная картина молодого режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение» завоевала главную награду на Венецианском фестивале в 2003 году.

В жизни двух братьев после 10-летнего отсутствия неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии. Появление странного, чужого для них человека переворачивает жизнь мальчиков… Что хотел сказать режиссер своим фильмом? У каждого свое прочтение… Сам режиссер говорит о религиозном подтексте, о мифологической составляющей фильма. И наверняка внимательный зритель, знакомый с Евангелием, увидит в фильме библейскую притчу. Отец – образ Бога, сыновья – люди, по- разному относящиеся к Нему. Один принимает сразу, безоговорочно верит и слушается. Второй ропщет, снедаем гордыней: «Зачем ты приехал?», он не доверяет отцу и во всем подозревает обман.

Но поскольку этот фильм из нескольких пластов, над глубинным смыслом лежит и вполне реалистичное прочтение: взаимоотношения между отцом и сыновьями, вопрос воспитания мальчиков как настоящих мужчин.

 

В любом человеке есть и отцовское, и материнское начала. И если задавить одно из них, то полноценного личностного развития не получится. Так часто происходит, если ребенка воспитывает один родитель. В фильме это выражено в самой первой сцене, когда ребята прыгают в воду с вышки, и старшему это удается, младшему – нет. Неудивительно: Иван совсем не помнит отца, а Андрей помнит – пара лет разницы с братом дает ему ощутимое жизненное преимущество. Иван, в силу сложившихся обстоятельств, маменькин сынок. Отец для него совсем чужой человек. Потому он и спорит с ним, и не принимает его, хотя, может быть, ему гораздо больше, чем брату, необходим теперь отец. Именно потому, что слишком многое стоит для него за словом «папа», он так вымученно и неохотно произносит его под упорным взглядом незнакомца, ворвавшегося в его жизнь и назвавшегося его отцом. Что этот человек сделал для того, чтобы заслужить его любовь? Одного факта отцовства еще недостаточно, как кажется Ивану, - да и отец ли он ему?

Некоторые увидели в отце уголовника, вернувшегося из заключения. Режиссер умалчивает, где все это время пропадал отец, а значит, в этом случае это неважно. Многие усмотрели в нем жестокого тирана. На это можно ответить словами одного святого: «Подлинная любовь сурова». В фильме отец – нормальный мужик: тот, кто любит, тот и карает. Это и есть настоящее мужское воспитание. Вот сцена, где он узнает, что дворовая шпана от голода украла у детей кошелек, и дает парню на еду – разве это не достойный поступок?

Иван из мести выбросил миску отца в озеро. Но признаться страшно, да и зачем: обман в крови у не привыкшего жить по совести. «Там, это, твоя миска утонула, ее волной смыло». – «Смыло? А из чего я буду есть, СЫН?». Эгоистичному ребенку, воспитанному мамками да няньками, не приходит в голову, что надо думать еще о ком-то другом, что другому может быть больно. Совесть надо разбудить. И отец преподает ему этот урок, и не только этот – еще дисциплины, ответственности настоящей мужественности. Учит тому, чему женщины точно никогда не научат – бытовым, чисто мужским навыкам.

Мальчики принимают отца лишь после его смерти. Прошла лишь неделя общения с отцом! И каковы результаты? Андрей сильно повзрослел, становится похожим на него. Иван, скорее всего, уже мог бы прыгнуть в озеро с той самой вышки. И это результат не «воспитывания» в течение недели. Просто ребята в буквальном смысле обрели себя.

Точки над «I» в фильме расставляет финал – фотографии из семейного альбома. На снимках вся семья вместе, счастливые лица… Именно эти моменты сыновья будут вспоминать и теперь, и через годы. И эти воспоминания подарил им отец. Главный поступок отца – боль за сыновей, и они это прочувствовали.

«Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь и в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры!» - сказал И.А. Ильин.

Образ отца в семье – священен. И наиболее наглядно это показано в начале фильма: старший сын в простоте сердца, без тени лукавства, в восхищении смотрит, слушает, думает об отце. Не случайно и старая фотография лежит в заветном месте на чердаке в книге с библейскими иллюстрациями Доре. Так учит смотреть на отца христианство. Это совсем неведомо, непонятно и неприятно современному человеку. «Что ты перед ним расстилаешься?» - возмущается младший. «Но ведь он же отец… Отец, понимаешь?». Можно лишь продолжить слова философа: горе нации, лишенной чувства священного авторитета.

Зачастую в семейных журналах или в трудах психологов мы встречаем рекомендации молодым отцам. Обычно все всего они сводятся к навязыванию мужчине женской роли – покормить, переодеть, погулять с младенцем… Но разве недостаточно для этого матери, разве в этом роль отца? Современная психология (как и современное общество в целом) сама не совсем понимает, что же должен делать отец и зачем он нужен.

Впрочем, посмотрите сами этот фильм…

(По книге «Отцы и дети», Г. Калинина)