С нами Бог!

Печать

«С нами Бог!» (Ис. 8,8).

 

Дорогие отцы, братья и сестры!

Около двух тысяч лет назад родился Младенец по имени Иисус. О Его рождении за многие сотни лет свидетельствовали пророки, указывая на то, что именно Он будет Спасителем мира. Ему надлежало избавить человечество от разрушительного действия зла.

Зло появилось, когда люди отвернулись от Бога и не пожелали исполнять установленный Им Закон жизни: все покрыть любовью. Вместо этого Божественного закона человек установил свой собственный закон, основанный на исключительной любви к самому себе. Это привело к столкновению человеческих интересов, к пролитию крови. В основе всех конфликтов, терзающих личную, семейную и общественную жизнь, лежит эгоизм. Рождество Христово, явилось актом безграничной Божественной любви ко всему человечеству: жизнь Иисуса Христа была ярким проявлением любви, которая не знала ни границ, ни предела, даже если этот предел – невыносимые страдания и сама смерть. Эта любовь не ограничивалась узким кругом родных, друзей или единомышленников. Она распространялась и на тех, кто Его гнал, истязал и распинал, на тех, кого мы назвали бы врагами. Враг – это не тот, кто нас ненавидит, но тот, кого мы считаем таковым. Христос врагов не знал. Все люди для Него были братьями и сестрами, которые потеряли истинный путь и которых Он пришел спасти. В ночь Рождества Божественная любовь вошла в мир в образе Младенца, хрупкого и беззащитного, родившегося не в царских чертогах, а в убогой пещере, куда пастухи загоняли овец в непогоду. В этой картине Рождества заключена великая истина: мир спасет не богатство, не сила, не власть, но любовь, превышающая любую человеческую силу.

 

Сегодня, когда многие из нас задаются вопросом: как жить дальше, жизненно важно усвоить истину: мир спасается любовью к ближним и дальним, любовью, у которой нет врагов и нет преград.

Верующий человек знает, что история человечества – это не нагромождение случайных событий и фактов. Каждое событие обнаруживает присутствие Божие. Это присутствие не ограничивает свободы человека. Люди – не слепые исполнители Божией воли, они могут поступать как в согласии с ней, так и вопреки этой воле. Апостол Павел говорит: «К свободе призваны, вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом  к угождению плоти» (Гал. 5, 13).

Божие присутствие обнаруживается в последствиях наших поступков. Все, что мы совершаем против воли Божией, оборачивается невзгодами, скорбями, неустройством и распадом. Бог не только сотворил мир, но и установил физические и нравственные законы. Как нарушение физических законов приводит к катастрофе, так и нарушение нравственных законов превращает жизнь в кошмар.

Религиозный взгляд на жизнь помогает сделать правильные выводы, что с нами происходит. Так, многие скорби – это видимые знаки нашего нравственного упадка и духовного бесплодия. Ибо «плод духа», согласно апостолу Павлу, есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Галл. 5, 22-23). И напротив, злые дела, именуемые делами плоти, захлестывают нашу личную и общественную жизнь. «Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал., 19-21). Не может общество, в котором процветают такие пороки, стать обществом благоденствия.

Ныне становится совершенно очевидно, что все больше и больше людей начинают видеть связь, существующую между нравственным кризисом личности и неустройством нашего общества. Все больше и больше людей обращают сердце и ум к Богу, стремясь найти в нем опору своей жизни.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…» - поем мы в тропаре праздника. Действительно, праздник Рождества есть праздник разума, ибо во Христе мы облекаемся мудростью и познаем путь к истинному счастью.

Бог, сотворив человека разумным и свободным, дал ему возможность безграничного и всестороннего совершенства. Библейское повествование о творении свидетельствует о том, что Бог сотворил мир незавершенным и определил человека «возделывать и хранить его» (Быт. 2,15), соучаствуя с Творцом в совершенствовании и завершении творения. Иными словами, человек призван не только к личному совершенству, но и к совершенствованию окружающего мира, к тому, чтобы стать соработником Богу. Безграничное совершенствование человеческой личности, участие в совершенствовании творения, соработничество Богу – эти истины составляют по воле Божией смысл и назначение человеческой жизни. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48), - призывает нас Слово Божие.

Во Христе мы имеем живой пример человеческого бытия, каким оно предначертано Замыслом Божиим.

Строя жизнь в соответствии с нравственными требованиями Божиего Закона, укрепляясь через Церковь силой Божественной благодати, христианин, преодолевая зло и неправду в самом себе и вокруг себя, способен созидать вечные и непреходящие ценности: добро, любовь, мир и справедливость. Созидание этих ценностей возвышает человека, делает жизнь более светлой и счастливой.

Нам неизвестен день, когда родился Иисус Христос. Празднование Рождества Богомладенца Иисуса совершается 25 декабря по юлианскому календарю (старый стиль). Это окончание зимнего солнцестояния, когда пребывающий день как бы знаменует обновление вселенной. Некогда язычники солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество – солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины.

Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю 7 января, является более правильным, нежели празднование по старому, юлианскому календарю. Эта точка зрения совершенно неосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительно праздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднование это совершается не в связи с днем, когда появился на свет Богомладенец Иисус, но в связи с самим событием Его рождения. В известном смысле 25 декабря (7 января) – это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.

Современные люди не знают, что такое истина. Многие подвергают сомнению тот факт, что она где-то может быть. Вместо истины и правды теперь больше говорят о различных мнениях, которые имеют право на существование. Само это понятие исторгается из жизни человеческого общества. Но Церковь как носительница истины призвана свидетельствовать и ближним и дальним «даже до смерти» (Флп. 2,8), что есть истина. Она вручена роду человеческому Самим Богом через Его возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Она проповедана святыми апостолами. И тот, кто принимает эту истину, обретает великую способность и возможность устраивать свою жизнь по Божией воле, по закону Божию, а жизнь в соответствии с Божиим законом – это та жизнь, которую мы называем блаженством, счастьем, спасением.

Есть только один истинный путь – путь с Богом. И если мы пойдем по этому пути, то никакие опасности ни в общественной, ни в государственной жизни не поколеблют нашего духа; никакие скорби не надломят нас и не омрачат нашу жизнь. Потому что если с нами Бог, то нет никакой силы, которая могла бы преодолеть силу Божию и разрушить нашу жизнь.

Мы никогда не поймем, куда идем, и никогда не увидим правильного пути, пока у нас не откроется духовное зрение, потому что смысл человеческой жизни обретается только в перспективе вечности. Когда мы осознаем важность того, чтобы нашу земную жизнь подчинить Божиему закону и Божиим заповедям, уже здесь, на земле, мы сможем приблизиться к Царству Божию.

Призванные быть чадами Божиими, мы должны проявлять христианские добродетели и в личной, и в общественной жизни. Господь не полагал границ этим добродетелям. Их нередко полагаем мы сами, ошибочно считая, что духовная жизнь ограничивается нашей личной жизнью. Нет границ для христианина на его пути к Богу, не существует каких-то узких специальных мест для осуществления христианских заповедей. Они должны осуществляться повсюду, где есть боль, страдание, нужда, разделение, вражда. В своем слове на Новый год святитель Иоанн Златоуст говорит: «День бывает худ или хорош не по своей природе, - потому что день ото дня ничем не разнится, но – по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то – худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив».

Рождество Христово содержит в себе тайну, проникнуть в которую дано человеку не столько силой разума, сколько силой веры. Святые отцы Церкви так сформулировали смысл Рождества Христова: «Сын Божий стал Сыном Человеческим для того, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими». Нам не дано знать тайны Божественного с человеческим, но нам известны причины и цель такого соединения. Бог во Иисусе Христе спасает людей. Спасение есть центральная идея христианства.

В спасении, дарованном людям во Иисусе Христе, мы избегаем опасности смерти: не той смерти, которая умертвляя смертное тело, не способна погубить бессмертную душу, но смерти, которая губит и тело, и душу. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, - говорит Господь, - а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10,28).

Но кто же ведет человека и весь мир к краю пропасти, упав в которую невозможно спастись? Таким путеводителем является зло. Зло – не просто философское понятие, зло – это реальная сила, воздействующая на человека. Все области бытия, в которые входит зло, подвергаются разрушению: человеческие судьбы и межличностные отношения, общества и государства, даже целые цивилизации. Причина разрушающего действия зла – в самой его сути. Зло возникает и возрастает по мере удаления от добра. Абсолютным добром является Бог, Он же Творец мира и человека. Удаление от Бога есть зло, есть разрушение творения. Там, где нет Бога, - там зло, там смерть, там разрушение.

Празднуя рождество Господа Иисуса Христа, мы празднуем наиважнейшее событие человеческой истории. Через это событие совершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти»(1Тим. 3,16). Соединение Божественной и человеческой природ изменило ход земной истории, ибо через это соединение было разрушено средостение между небом и землей, Богом и человеком. Люди, добровольно изолировавшие себя от Бога через первородный грех и свои собственные грехи, вновь обрели возможность обращаться к Богу как к своему любящему отцу. Придя в этот мир, взяв на Себя его грехи, Спаситель уничтожил преграду, разделяющую небо и землю, Бога и человека.

После Рождества Господа Иисуса Христа, Его крестной жертвы и Его Воскресения для человека не существует ни малейшего препятствия к общению со Своим Создателем. Но мы знаем, что многие преграды между человеком и Богом сохраняются, и это происходит потому, что с пришествием в мир Христа люди не перестали грешить. Бог всегда готов к общению с людьми, но люди сами зачастую уклоняются от этого общения. Виной тому – человеческий грех.

«Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» - те, кто во Христа крещаются, во Христа облекаются, - воспевает Церковь на Божественной Литургии в день Рождества Христова. Она поет так не только в воспоминание древнего обычая совершать крещение в этот день, но и для того, чтобы напомнить крещенным об обещаниях, данных ими или их восприемниками перед купелью крещения. Что же мы или наши крестные отцы и матери за нас обещали Господу, приступая ко крещению? Мы обещали отречься от зла и всех его проявлений, мы обещали сочетаться Христу, мы обещали исповедовать нашу веру во Христа как Царя и Бога! Другими словами, мы обещали жить в соответствии с нашей верой, умом и сердцем принимая возвещенное Господом учение и строя в соответствии с этим учением свою жизнь.

«Бог есть любовь» (1Ин. 4,8)  учит нас Священное Писание. Именно по любви Своей Бог в человеке запечатлел Свой образ. Бог призвал человека быть Его другом и соработником, трудясь над тем, чтобы мир стал более прекрасным и совершенным. Бог вложил в природу человека свободу и нравственное чувство, то есть способность отличать добро от зла, и дал основной закон жизни – заповедь послушания. В послушании Богу род человеческий и должен был возделывать, культивировать окружающий его мир, то есть создавать культуру, человеческую цивилизацию. Эта цивилизация была призвана сохранять и развивать гармонию бытия, совершенствуя отношения людей к Богу, друг к другу и окружающей природе.

Среди многих добродетелей есть две, о которых слово Божие говорит как об условиях усыновления человека Богу. Это сострадание (Лк. 6,35) и миротворчество (Мф. 5,9). И то и другое приобретает особое значение в современной жизни, ибо и то и другое служит исцелению наиболее опасных и разрушительных недугов. Сострадание преодолевает эгоизм, бездушие, черствость, жестокость; миротворчество предотвращает вражду, разделение, пролитие крови.

До пришествия в мир Спасителя было принято считать, что целью жизни человека является стяжание благополучия, под которым понимаются вполне конкретные вещи: богатство, обладание властью, успешная карьера. Стремление к этому в дохристианские времена почиталось делом законным, необходимым и правильным.

Проповедь Иисуса Христа требовала от человека коренного изменения его жизни. Оказалось, что все то, что испокон века являлось для людей наиболее желанным, все, в чем они доселе видели главную цель своего бытия, ничего не стоит в очах Божиих. Господь просто устраняет эти ценности из перспективы человеческого существования, показывая, что целью жизни является «Царство Божие», которое «внутрь вас есть» (Лк. 17,21). Это душевный покой, мир в Боге, чистая совесть и полнота жизни.

Господь не осуждает власть и деньги как таковые, но изъясняет, насколько тяжело спастись тому, кто господствует над другими или обладает богатством.

Безраздельной власти греха в человеческой истории более не существует. Мы спасены из плена неизбежной греховности и подвергаемся воздействию греха настолько, насколько сами по своей свободной воле того желаем.

Христос ясно указал человеку путь ко спасению, показав, как следует жить, чтобы обрести полноту бытия в Боге и жизнь вечную. Но внешний мир не принимает проповеди Христовой, более того, даже христиане зачастую не воспринимают сердцем призыв Господа отвергнуться себя и следовать за Ним. По воскресеньям мы приходим в храм, чтобы покаяться в своих грехах. Но, едва выйдя из храма, вновь погружаемся в круговерть повседневной жизни и с понедельника до субботы проводим время так, как будто мы и не христиане вовсе.

Какое же будущее ожидает род человеческий, упорствующий в неприятии Спасителя и его учения? Очевидно, что если род людской не примет Христа со всей серьезностью, то он погибнет. Третьего не дано. Евангелие есть весть о спасении, и не внемлющий ей обрекает себя на гибель. Здесь нет срединного пути: либо мы пребудем со Христом и станем строить свою жизнь в соответствии с Божественным замыслом о мире и человеке, либо погубим себя.

К сожалению, сегодня, спустя два тысячелетия после Пришествия в мир Спасителя, массовая культура и средства информации целенаправленно культивируют и насаждают в сознании людей соблазнительный образ существования в языческой системе жизненных ценностей. И как многие не приняли Христа во времена Его земной жизни, так и ныне немало людей остаются глухи к слову Божию.

«Мы проповедуем Христа Распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1 Кор. 1,23). И доныне для каждого, кто существует в языческой системе ценностей, христианская весть есть соблазн и безумие. Но наш долг – проповедовать миру Христа.

Церковь именуется апостольской, потому что ей благословлена великая миссия проповедовать весть о спасении мира и человека. Проповедниками должны быть не только епископы и священники, но каждый верующий во Христа человек, ибо на проповедь призваны все мы, весь народ Божий. Никогда не скрывайте своих взглядов, своей веры и упования – ни в трудовом коллективе, ни в общении с близкими людьми, ни в дружеском кругу. Окружающий нас мир должен быть извещен, что вопрос принятия Христа как нашего Спасителя равносилен вопросу: быть или не быть человеческому роду.

Мы счастливы, когда мирен и спокоен наш дух, когда сбалансированы наши потребности и возможности, когда сознание и воля, а не стихии слепого инстинкта, управляют нашим поведением. Счастье связано с осознанием свободы. Подлинная же свобода есть свобода от греха: «…истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8,34), - свидетельствует нам Слово Божие. Сын Божий воплотился и стал человеком, Божественный Младенец родился в Вифлеемской пещере именно для того, чтобы мыобрели подлинную свободу, открывающую нам путь к полноте жизни. И “познаете Истину, и Истина сделает вас свободными” (Ин. 8,32) – говорит Господь.

В чем заключается Божия правда о человеке? Она заключается в призыве к внутренней целостности, которая достигается путем отделения добра от зла, так, чтобы добро пленяло наше сердце, волю и покоряло ум, а зло исторгалось из жизни. Внутренняя целостность человеческой личности, которая на языке Церкви называется целомудрием, является непременным условием ее умственного, нравственного и духовного возрастания. Но то, что справедливо для личности, справедливо и для семьи, и для общества. Единство семьи невозможно без целомудрия супругов. Если в семейной жизни правда смешана с ложью, если добро соседствует со злом, то такая семья, потеряв целомудрие, а значит и внутреннюю целостность, не выдержит испытания временем. Ибо, по евангельскому слову, «если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3,25).

В смешении правды и лжи, в потере ценностных ориентиров – огромная опасность не только для личности и семьи, но для единства общества и даже государства. «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк. 3,24) – говорит Господь. Сегодня всеми силами нужно защищать и взращивать нравственные ценности, сформированные тысячелетней историей нашего Отечества. И тогда при сохранении всего многообразия, присущего российскому обществу, мы сохраним единство нашего народа.

… нужно попробовать жить согласно Слову Божию. И тогда мы начнем обретать внутренний духовный опыт такой силы, который преодолевает любую человеческую силу. Иногда людям кажется, что идти за Христом, слушать и исполнять его слово очень трудно, но это кажущаяся трудность, «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11,30), - как говорит Господь.

Бог не вымысел, не миф, не человеческая фантазия. Никакой самой прекрасной сказке не дано привлекать к себе миллионы и миллионы людей, потому что очень быстро для любого наблюдательного человека становится очевидным отсутствие в ней реальности. Не было бы Бога – не было бы сегодня всех нас. И никакими заблуждениями, никакими предрассудками, никаким недостатком образования сегодня нельзя объяснить этого тяготения людей к Богу, потому что по пути ко Христу идут сегодня люди просвещенные, образованные, с большим жизненным опытом. Но как много душ, еще не встретивших Бога на своем пути, как много погубленных жизней, как много страданий и горя в народе нашем – только потому, что люди живут не по Божиему закону! И тем, кто на опыте своей жизни испытал, что такое реальность общения с Господом, особенно больно видеть, как люди, живущие без Бога, теряют жизненные ориентиры, идут по страшному пути, в конце которого –погибель. Мы видим примеры – как огромное количество людей, в том числе и молодежи, живут не по Божиему закону, а по закону инстинкта, желая во что бы то ни стало следовать за голосом плоти и удовлетворять ее все возрастающие потребности, накапливая для этого материальные средства, отдавая все силы и посвящая этому всю свою жизнь.

Но Бог не велит так жить, это несовместимо с человеческой жизнью! К сожалению, грех сегодня романтизирован, он завернут в очень привлекательную упаковку. Хочется развернуть упаковку и насладиться содержанием. Такая романтизация греха стала частью современной массмедийной культуры, если слово «культура» вообще применимо к пропаганде греха. И что же мы имеем сегодня в результате? Ужасающие цифры разводов, абортов, людей, страдающих наркоманией и алкоголизмом…

Для того чтобы увидеть не красивую обертку, прячущую под собой звериный оскал греха, а его последствия, нужно пойти, например, в особое отделение детской московской городской клинической больницы имени Филатова. В этом отделении содержатся маленькие детишки, которые страдают нарушениями центральной нервной системы и психическими заболеваниями. Что же явилось причиной отклонений? Случайный сбой на генетическом уровне? Случайное стечение обстоятельств? Совсем нет. Причиной тому был человеческий грех – те самые наркомания, алкоголизм, венерические заболевания как следствие распутства и потеря целостности человеческой личности. Эти дети являют собой яркую иллюстрацию того, что есть грех.

У христианина должен быть спокойный и оптимистический взгляд на мир. Это не прекраснодушие и наивность – христианский оптимизм основывается на том, что Бог во Христе победил зло, победил диавола. Это Божественная победа глобальна – и с точки зрения охвата всего рода человеческого, и с точки зрения охвата всех времен. А все мы, православные христиане, являемся соучастниками этой Победы.

 

 

 

Материал подготовил

диакон Владимир Сергеев

на основе Рождественских посланий

митрополита Смоленского и Калининградского,

а ныне Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла