Русская Православная Церковь
    (Московский Патриархат)
    Адыгейское благочиние Храм Святого Преподобного
    Серафима Саровского
    Майкопская и Адыгейская епархия

    Иконы и святыни храма Св. пр. Серафима Саровского

    Ковчег с мощами Св. пр. Серафима

    Драгоценная рака с частицей мощей Преподобного Серафима Саровского находится в Свято-Серафимовском храме поселка Энем.

    Узнать больше

    Пресвятая Богородица "Скоропослушница"

    Икона Пресвятой Богородицы "Скоропослушница". Была пожертвована храму в 1997 году. Время написания иконы - конец 19 века.

    Узнать больше

    Крест-мощевик

    Святыня находится в храме постоянно. Для прихожан и посетителей храма доступна по особым случаям. Содержит в себе часть Власа Господня, Древо...

    Узнать больше

    Праздник сегодня

    Праздник завтра

    Сейчас на сайте

    Сейчас 14 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

    ПАСХАЛЬНЫЕ СЛОВА И ОБРАЩЕНИЯ

    Христос Воскресе!

     

    Сегодня все больше человек понимают, что не хлебом единым жив человек, что стремление к достижению материальных благ любой ценой есть дело весьма опасное, ибо это цена может оказаться непомерно высокой для нашего народа. Преобразования, направленные на благо народа, не могут сопровождаться развращением людей и разрушением страны, как это однажды уже случилось. При всем различии политических взглядов в этом главном все мы должны быть едины, и именно тогда и только тогда у нас подлинно укрепится общественное согласие.

    Опасность для общества представляет насаждение нашему народу ложных жизненных идеалов, включающих в себя насилие, нравственную распущенность, культ потребительства и легкой наживы. Человек, воспитанный на таких «идеалах», становится неспособным к созидательному труду, к подлинной любви и построению семьи, к честному и бескорыстному отношению с другими людьми и с окружающей его природой. Такой человек становится не созидателем, а разрушителем; и общество обрекает себя, воспитывая поколение разрушителей.

     

    Современная жизнь наглядно показывает, что без духовного и нравственного стержня, без высоких идеалов человек уподобляется животному, направляя все свои усилия на удовлетворение постоянно возрастающих физических потребностей. Сознавая эту опасность, многие наши современники поворачиваются лицом к Церкви, стремясь обрести в ней духовную и нравственную основу жизни. Этот поворот весьма не прост. На пути современного человека, идущего по дороге к православному храму, возникает множество преград и соблазнов.

    Целые полчища зарубежных миссионеров, различных сектантов, восточных мистиков, колдунов, принимая на себя вид радетелей о духовном благополучии нашего народа, на самом деле стремятся помешать людям вновь обрести православное национальное самосознание, вернуться к источнику, духовно питавшему россиян на протяжении тысячелетия.

    Этой же цели служат и нападки на Православную Церковь со стороны тех, кто внешне выступает якобы за ее обновление и очищение, а в действительности стремится к ослаблению ее возрастающего влияния на духовную жизнь людей.

    Но Господь не оставляет Церковь, как Он обещал, сказав: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).

    Воскресший Христос, по слову апостола Петра, есть камень, который, если и отвергают строители, все равно остается тем краеугольным камнем, без которого невозможно никакое строительство (Деян. 4,11; Пс. 117,22). В этом свидетельстве – ясное указание на то, что последствия Воскресения не зависят от нашего к ним отношения. Мы можем верить во Иисуса Христа или не верить, принимать Его воскресение или отвергать, но победа, совершенная Им, никогда не обернется поражением, Победитель никогда не станет поверженным. Более того, по слову того же апостола, кроме Иисуса Христа, «…нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 11-12). Если умом и сердцем мы принимаем Христа и его победу над злом, то через это приятие встаем в один ряд с теми, кто избирает добро: нужно знать, что такой выбор есть. Сказанное относится и к личности, и к обществу, и к народу.

    В прошлом наш народ сделал должный выбор – выбор в пользу духовно-нравственного идеала, который был им усвоен через православную веру. Этот идеал был назван Святой Русью.

    Наши благочестивые предки относились к материальным условиям жизни как к необходимым и употребляли значительные усилия для того, чтобы улучшать эти условия, обустраивая свою страну. Но делая это, они в первую очередь стремились к утверждению духовного изменения жизни. Материальное благополучие было не самоцелью, а вспомогательным средством, призванным поддержать земное бытие, ориентированное на духовные цели.

    Подчинение жизни духовному началу преобразует и личность, и общество. Опыт истории, да и наша современность показывает, что, напротив, забвение духовно-нравственных идеалов делают жизнь страшной: люди теряют ориентиры, разобщаются, утрачивают некую общую цель. В таких случаях на первый план неизменно выходит стремление к материальному обогащению и плотским наслаждениям. Это стремление становится главной, а нередко и единственной целью человеческой жизни. Ради ее достижения используются любые средства. Общество, утратившее духовно-нравственный идеал, неизбежно становится преступным. В таком обществе теряется цена человеческой жизни, распадаются отношения между людьми, на место общности приходит отчуждение. Ничем не сдерживаемые страсти и инстинкты подталкивают человека к поступкам, присущим животным.

    Долгие годы безверия, отсутствия религиозного образования не прошли даром: многие наши соотечественники воспринимают Пасху лишь как один из народных праздников, как повод для хорошего застолья и веселого времяпрепровождения. Но очевидно и другое: все больше и больше людей видят сегодня в христианской вере духовный компас, верно и надежно показывающий нравственные ориентиры в жизни. Для них Воскресение Христово событие совершенно особенное. На нем основана вера в то, что Иисус из Назарета был не просто выдающимся мыслителем и учителем, но что Он – Сын Божий. Его слова – слова Божии. Его учение – божественная истина, в которой нет неправды и слабости.

    А «если Христос не воскрес, - говорит апостол Павел, - то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15,14).

    В учении Спасителя мы найдем простые и ясные указания на то, какой должна быть жизнь людей, какими должны быть человеческие отношения для того, чтобы не разрушалась, а расцветала личность человека. Именно поэтому слово Божие – это слово жизни, слово, помогающее людям сохранить дар жизни и достичь подлинной цели бытия.

    Слово Божие открывается нам «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2,4). Апостол Павел призывает к тому, чтобы вера наша «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1 Кор. 2,5). Конечно, апостол имеет в виду религиозную веру, но его слова одинаково справедливы и в отношении доверия одного человека к другому. Дабы не пасть жертвой  доверия к ложным словам, мало жизненного опыта и мудрости, нужна сила Божия, Божие водительство.

    Почему Воскресению Христову придается такой великий смысл? По той причине, что без Восресения теряется значение всей земной жизни Спасителя, Его подвиг заканчивается поражением. И в самом деле, что означала бы для Его учеников и последующих поколений людей та борьба, которую Он вел со злом, несправедливостью, ложью и болезнями, если бы она завершилась только крестом, т.е. казнью, поражением?

    Такой конец означал бы одно: зло непобедимо, нет силы, способной его преодолеть, каждый человек и весь мир обречены, ибо в конце концов зло возьмет верх. Но Воскресение Христа открывает иную перспективу: несмотря на свою кажущуюся силу, зло в нашем мире – бессильно. Оно не способно вечно торжествовать над миром. Христос победил зло в его наивысшем проявлении – в смерти. И эта победа есть не только его достояние. Все человечество и весь мир имеют возможность вместе со Христом разделить эту победу, а значит – обрести прочную уверенность в способности противостоять злу во всех сферах личной и общественной жизни. Эту возможность люди находят в вере. Вера соединяет нас со Христом и делает сильными.

    Но победа Христа над злом не уничтожила самого зла. Мир после той таинственной ночи Воскресения автоматически не стал лучше. Воскресение, как и все, что совершает Бог, не ограничивает свободы человека и не отменяет физических законов, положенных в основу существования нашего мира. А это означает, что наше соучастие в победе Христа есть каждодневная борьба со злом под знаком надежды – слова апостола Павла: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1Кор. 15, 25-26). Значит, и смерть, как наивысшее проявление зла окончательно истребится, и «будет Бог все во всем» (1Кор. 15,28). Это есть перспектива вечной жизни со Христом в Боге, когда в конце веков Господь откроет Свое присутствие и наполнит Собою все мироздание. Для тех, кто стоял на стороне зла, - это будет ад, для тех, кто утверждал добро – рай.

    На пути к этой конечной цели бытия каждый человек не единожды проходит дилемму, через трудный и порой даже мучительный выбор между добром и злом. Добро требует восхождения, зло – нисхождения. Подниматься труднее, чем спускаться. Идти по пути зла означает идти на голос своих инстинктов и страстей, брать, а не давать, жить по законам, которые диктует нам наша плоть. На этом пути – погоня за удовольствиями и материальными благами, за властью и престижем, за всем тем, что дает право распоряжаться другими и постоянно повышать уровень потребления. На этом пути используются любые средства для достижения цели: ложь, предательство, лицемерие, а если потребуется, то и кровавые преступления. Конечно, не каждый, идущий этим путем, предатель или преступник, способный пролить кровь. Этим путем идут множество внешне вполне добропорядочных людей, которые искренне убеждены в правоте и разумности своей жизненной позиции. Горе этих людей в том, что они не видят конца своего пути, края, за которым – бездна. Зло обладает способностью распространяться и захватывать все новые и новые рубежи. Если ему не дают отпор в малом и незначительном, оно распространяется на большое и значительное. У идущего по пути зла нет иной перспективы, как полностью подпасть под его страшное владычество. А владычество зла есть ад.

    Путь добра – путь восхождения. Он требует усилий и напряжения. Это путь борьбы с самим собой, с инстинктивным началом в человеке. Победа в этой борьбе означает господство духа, через которое природная стихия подчиняется нравственному закону. Такая борьба по сути означает борьбу за человека, ибо человек отличается от животного способностью действовать в соответствии с нравственными требованиями, вопреки природной стихии. Свидетельством такой победы является готовность человека не брать, а давать, раскрывать себя и свои способности для другого. Жизнь, ориентированная не в сторону собственного «я», а в сторону ближнего, и есть подлинная человеческая жизнь, в которой обнаруживаются и созидаются такие непреходящие ценности, как любовь, мир, правда. Эти ценности формируют то, что люди называют человеческим счастьем. Выбор пути добра есть решение проблемы жизни, обретение ее высшего смысла. Собственно, путь добра – это и есть путь жизни, ибо ведет к соучастию в конечной победе над злом, к соучастию в вечной жизни в Боге.

    Событие Воскресения Христова выходит за границы человеческого опыта, а потому не может быть воспринято и усвоено одним только разумом, как воспринимаются и усваиваются нами события истории. Даже апостолы были смущены, услышав весть об опустевшем гробе (Лк. 24,11).

    Нравственные евангельские нормы не навязаны людям. Они являются словесным выражением того нравственного закона, который Бог вложил в природу человека и о котором каждому из нас свидетельствует голос нашей совести. Это Богом созданное нравственное начало в человеке помогает людям отличать добро от зла и совершать дела добра и правды, даже не зная евангельских заповедей (Рим. 2, 14-15). Однако значение Евангелия в том, что он подчеркивает непреходящее значение нравственных норм для достижения цели человеческой жизни и напоминает о нравственности тогда, когда голос совести заглушен грехом и не способен свидетельствовать о добре и зле (1Тим. 4, 2).

    Евангелие учит нас мотивировать свои поступки нравственными нормами христианства и применять эти нормы к конкретным жизненным ситуациям. Теперь, когда вера становится достоянием значительной части народа, очень важно, чтобы пришло осознание необходимости тесной взаимосвязи между верой и жизнью. Вера – это не только традиции и обычаи, но реальный духовный опыт, убеждения и соответствующий этим убеждениям образ жизни.

    Сегодня многие вопрошают: что делать, куда идти, кого слушать, кому верить, на что надеяться, ибо в смятении души людей. У Церкви один ответ: нет иного пути, кроме пути веры.

    Когда мы переживаем удивительные дни Святой Пасхи, ни один человек, который соприкасается с этим праздником, не остается безразличным. Чувство, охватывающее верующего человека, можно назвать одним словом – радость.

    Радость – это особое состояние человеческого духа. В первую очередь это покой, потому что не может быть смятенного духа в состоянии радости. У человека должны быть успокоены и сбалансированы мысли, чувства, воля – вот тогда он может быть радостным. Все это на языке Священного Писания именуется блаженством, а по житейски – счастьем. Когда радостно на сердце, тогда человек счастлив. Именно за такие минуты радости люди готовы многое отдать и многим пожертвовать. Но вот что удивительно: если взять ценностные ориентиры то, какие задачи люди перед собой ставят, то окажется, что большинство целей, к которым мы стремимся зачастую всю нашу жизнь, не сопровождаются радостью и не приносят счастья.

    Например, многие люди стремятся к материальному благополучию. И это неплохо, потому что оно дает человеку свободу. Но когда единственной целью жизни становится материальное благополучие, стремление иметь деньги и как можно больше, то даже тогда, когда человек овладевает колоссальными средствами, он не находит покоя и радости. И тогда он восполняет отсутствие радости приобретением каких-то вещей, чтобы по крайней мере на какое-то мимолетное мгновение порадоваться и через минуту забыть о них.

    Другие устремляются к власти и считают, что именно она может принести им радость. Но когда они достигают власти, то оказывается, что она не дает радости, потому что сопровождается огромной ответственностью. Если человек, будучи во власти, не исполняет своего долга, его окружают презрение и злоба. И мы знаем, как быстро проходит слава людская.

    А Господь дает нам истинную радость! Он дает нам мир, он дает нам покой. И это означает, что главной целью человеческой жизни должно быть общение с Богом.

    Конечно, у нас есть множество обязательств, которые мы должны нести, - перед родными, перед близкими. Мы должны заботиться об их материальном достатке, их здоровье и образовании, особенно подрастающего поколения. Стремясь делать все это, следует всегда помнить, что радость, мир и покой нам дарует только Господь. Вся наша жизнь должна проходить «пред лицем» Божиим – и профессиональные усилия, и общественная работа, и семейная жизнь. Тогда Господь сторициею воздаст нам за все. И мы будем иметь то, что невозможно приобрести ни за деньги, ни с помощью власти, - радость в сердце и полноту бытия.

    Святой Серафим Саровский говорил, что между погибающим грешником и спасающимся святым разница только в одном: в решимости. Сегодня – самое время решиться переменить свою жизнь, изменить свое отношение к Богу, людям и самому себе. И чтобы обрести решимость к такой перемене, обратимся с молитвой к Тому, кто воскрес и жив во веки, и ныне, как и всегда, терпеливо ожидает обращение каждого из нас.

    Сегодня путь новой жизни открыт для всех – и для тех, кто ревностно трудится, служа Богу; и для тех, кто спотыкается и унывает, и для тех, кто пребывает вне Церкви; и для тех, кто заблудился и запутался. Все, что нужно – это решимость порвать со грехом, твердое намерение последовать заповедям Божиим.

    Праздник Пасхи есть великое утверждение оптимистичного, подлинно христианского восприятия жизни. Этот христианский оптимизм не есть прекраснодушное, сентиментальное восприятие истории. Христианский взгляд на историю исполнен как оптимизма, ибо Христос Своим Воскресением победил зло, так и одновременно духовного трезвения и бдительности, ибо хорошо известно, что по слову Божиему, диаволу дана «власть над всеми… царствами» (Лк. 4,6). Понимание того, что власть над царствами мира принадлежит диаволу, помогает христианину выбрать правильное отношение к ценностям сего мира.

    Взирая на историю, мы можем убедиться в том, что все эти бесконечные насильственные захваты власти, оправдываемые ссылками на справедливость и заботу о людях, перекраивание границ, использование силы или угрозы силой, попрание элементарных норм права, достижение своекорыстных целей путем лицемерия и обмана, - все это отнюдь не хаотические действия отдельных политиков, а реальность, подчиненная тому, о чем сказано в Евангелии, - власти диавола. В чем же состоит жизненная задача христианина перед лицом этой власти? Может быть уйти в изоляцию от мира, как призывают нас некоторые современные лжеучителя? Но мы не можем уйти в изоляцию, не можем спрятаться в пещере, потому что Сам Господь апостолам, а через них и нам сказал: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17,18). «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17, 15).

    И мы как Церковь Божия, как наследники Спасителя, как продолжатели Его служения принимаем эту заповедь. Зачем Господь пришел в мир, где все царства преданы диаволу, зачем Он вступил в борьбу с силами зла, зачем Он послал своих апостолов по всему лицу земли, почему великие наши предшественники, соединив веру с творческим вдохновением, создали великую христианскую культуру, предопределившую развитие науки и искусства, высокую самоорганизацию общества? Все это происходило потому, что Господу было угодно вовлечь свое творение в целом и каждого человека в отдельности в космическую борьбу добра со злом. Мы не знаем, почему Бог, Творец вселенной, возжелал иметь нас своими союзниками в этой борьбе. Ответ на этот вопрос превышает наше человеческое разумение. Но каждый из нас должен знать, что он не может уклониться от этой борьбы. Она настигает нас везде. От нее нельзя укрыться. Мы или с Богом, или с диаволом; либо с добром, либо со злом; либо с правдой, либо с ложью.

    Верим, что Господь не оставит всех тех, кто как «добрый воин» вместе с Ним готов соучаствовать в борьбе со злом. В той борьбе, что имеет своим результатом не только устроение земной жизни по Божественному закону добра и правды, но и открывает для каждого, кто со Христом, врата жизни вечной.

    В русском православном быту пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» и традиционный ответ «Воистину Воскресе!» сопровождаются обычно троекратным целованием. И в этом «христосовании» сливается поцелуй праздничного приветствия с поцелуем доброты и примирения, являя прекрасный символ христианской преданности миру, правде и любви. Силою Своего спасительного Воскресения да укрепит нас Господь в сохранении этой преданности на всех путях нашей жизни!

    Воистину Воскресе Христос!

     

     

     

    Материал подготовлен на основе Пасхальных посланий и обращений Патриарха Кирилла

     

    © 2017 Новости Адыгейского благочиния